Этика актера
Этика
- наука, относящаяся к философским. Это наука о морали
(нравственности). Как термин восходит к Аристотелю, впервые встречается в
названии всех трёх его сочинений, посвященных проблемам нравственности.
К. С. Станиславский ввел этот термин в систему понятий театрального
искусства. В «Заметках об артистической этике и дисциплине» он писал:
«Конечно, артист должен как член общества подчиняться всем этическим
законам, принятым в этом обществе. Но помимо общих устоев
нравственности, есть ещё артистическая этика». И далее: это
«узкопрофессиональная этика сценических деятелей». (Надо отметить, что
профессиональная этика есть и у представителей других специальностей, у
врачей, например). Основы профессиональной этики сценических деятелей те
же, что и общественной этики, но она приспособлена к условиям
театрального искусства. А условия эти разнообразны и сложны. Главное
среди них - коллективность работы в театре. Спектакль создают драматург,
режиссёр, артисты, художники, музыканты, гримеры, костюмеры и люди
многих других профессий. Этика нужна, чтобы урегулировать работу многих
самостоятельных творцов в процессе подготовки и выпуска спектакля. Для
этого необходимы нравственные правила, создающие уважение к чужому
творчеству и атмосферу общей работы. Требования, которые этика театра
предъявляет к сценическим деятелям, частью - чисто художественного
характера, частью - профессионального или ремесленного. Если говорить о
художественных требованиях, их, конечно, очень много, но прежде всего
следует упомянуть, что задачей артистической этики является устранение
причин, влияющих на охлаждение чувств, страстности, и препятствий,
мешающих деятельности творческого таланта, увлечению и стремлению
творческой воли каждого из коллективных творцов. Как правило, эти
препятствия создают своим поведением сами сценические деятели из-за
непонимания физиологии творчества, непонимания задач искусства, а то и
просто из эгоизма. Сюда можно отнести и шутки по поводу готовящегося
спектакля, остроты в адрес отдельных исполнителей и многое другое.
Нарушает коллективное творчество, задерживает работу всех инертность
некоторых исполнителей. Причем эта инертность или апатия в работе
заразительны. Они могут развиваться с необыкновенной быстротой, разрушая
общую работу и отдаляя коллектив от результата. Наоборот, каждый росток
творческого желания у каждого из коллективных творцов должен быть
поддержан всеми и оберегаться всеми для общей пользы. Коллективность
творчества, основанная на сочетании в единое целое усилий всех
участвующих в создании произведения искусства, требует препятствовать
всякой задержке общей работы по любой причине. Всякая приостановка
работы и стремление к личной пользе в ущерб общему делу должны считаться
противоречащими артистической этике. Внезапно возникшая у того или
иного актера или режиссёра известность, иногда не соответствующая
истинным достижениям, необычные условия работы в театре, особенно у
артистов, и другие нелицеприятные стороны театрального дела толкают
артиста, режиссера по опасному пути соблазнов, что может оказаться
губительным для них как для творцов и как людей вообще. Артистическая
этика, ее требования помогают творцу удачно пройти искушения и
очиститься от них, оставив себя в пределах чистого искусства. Кроме
требований художественного характера, есть ряд чисто профессиональных
требований артистической этики для работающих в театре, ибо условия
работы в нем отличаются от условий на всяком другом производстве, а
театр - это тоже производство. Связаны эти требования с тем, что
спектакль должен начаться при любых обстоятельствах в точно назначенное
время. Поэтому приход на спектакль и на репетицию вовремя есть условие
творческое - не нарушать атмосферу работы, но и организационное, ведь
зритель купил билет на этот спектакль, на это время, иногда именно на
этого актёра. Знание текста - одно из условий театральной этики, ибо
путающийся в тексте актер мешает и своим партнерам, и зрителю. Говоря об
артистической этике, особо надо отметить необходимость определенных
отношений между актёром и режиссёром. Как необходимо строгое подчинение
администрации по всем вопросам театрального производства, также
необходимо сознательное, для своего же успеха, подчинение воле режиссёра
и других художественных руководителей спектакля. Они управляют иногда
сотнями лиц, работающими над пьесой. Поэтому важно, как писал К. С.
Станиславский, «чтоб каждый сознавал (это. - Д. Л.), подчинялся,
поддерживал авторитет художественной власти. Оркестр только тогда может
стройно играть, когда он беспрекословно подчиняется мановению палочки
капельмейстера». Заканчивает Константин Сергеевич свои «Заметки об
этике» следующими словами: «Имея дело с человеческим талантом, и
человеческими чистыми стремлениями, и с нервами человека, надо
обращаться с ними осторожно». В этом, пожалуй, суть артистической этики.
|