Пятница
27.12.2024
04:00
Приветствую Вас Гость
RSS

МУ ДО 
центр детского творчества 
(г. Подольск)
 
ИНОЗЕМЦЕВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА
Главная Регистрация Вход
Семейные конфликты »
Меню

Мои новости

;)

Семейные конфликты
Важной проблемой, оказывающей существенное влияние на здоровье ребенка, являются конфликты в семье. Конфликты возможны в любой семье, независимо от ее экономического положения, в том числе между родителями и детьми. Причины конфликтов связаны, с одной стороны, непосредственно с личностью родителей, их отношениями друг с другом, ребенком и окружающим миром. С другой стороны, причина конфликтов может быть связана непосредственно с определенными особенностями самого ребенка.
Неправильная позиция родителей: их неуверенность при решении всех жизненных проблем, чрезмерная тревожность, недостаточная забота о детях, неуверенность в позициях воспитания, ошибочная оценка собственного ребенка (сравнение с сибсами или детьми из другой семьи, слишком высокие претензии, которые ребенок не может исполнить, особенно при умственном недоразвитии), завышенные требования к ребенку при отказе ему в помощи, ошибочный выбор профессии и школы для ребенка.
Первичная основа негативного отношения к ребенку: временное или стойкое нежелание рождения ребенка, внебрачное рождение ребенка, рождение ребенка как причина развода родителей, вступление в новый брак.
Вторичная основа негативного отношения к ребенку: эмоциональная перегрузка матери и/ или отца (особенно при трудностях в кормлении и воспитании навыков опрятности), формирование нежелательных психических особенностей ребенка, врожденные или приобретенные физические пороки или задержка развития (особенно недоношенные дети и дети с пороками развития), восприятие родителями детей как фактора, ограничивающего их свободу и возможность наслаждаться жизнью; дети как повод для раздора в связи с разными взглядами на воспитание у членов семьи (у отца и матери, родителей и дедушки с бабушкой).
Формы реакций родителей: упреки детям, взаимные упреки и самоупреки, наказание детей в виде лишения их своей любви, отказа выполнять их желания, ограничения в карманных деньгах, запрещения просмотра телепередач, а также телесные наказания; недостаточные внимание и забота о ребенке; истязание ребенка; очернение ребенка в глазах других людей, унижение перед братьями и сестрами; непоследовательность в воспитании (политика «кнута и пряника»), дальнейшее разрушение отношений с ребенком, отправление его в интернат, изгнание его из дома. В ряде случаев конфликт заходит так далеко, что уже незначительный поступок со стороны ребенка ведет к бурной реакции родителей. У медиков при трактовке понятия семейные конфликты появился термин «психическая аллергия». Как и в иммунологии, в психической сфере можно выделить антигены (повод для конфликта), антитела (специфические формы сопротивления и защиты) и реакции антиген – антитело (бурный конфликт при столкновении с враждебным мотивом). Предпосылкой столь бурных реакций является интенсивный повторяющийся контакт с другим человеком, а также чувствительность, сверхчувствительность и раздражительность субъекта. Озабоченность и страх усиливают установку по отношению к некоторым отклонениям ребенка от нормы. Дети же, прежде всего подростки, еще сильнее могут разжечь конфликт с родителями равнодушием к их требованиям, своеволием, упрямством, дерзостью. Таким образом, при разногласии чувствительность и сверхчувствительность детей и родителей приводят к острому, порой неразрешимому конфликту.
Вместе с изменением сути и формы конфликта с возрастом меняется и реакция родителей на него.
 1.Грудной возраст. Проявления у родителей: равнодушие и отсутствие подготовки к рождению ребенка (отсутствие необходимого детского белья, детской кроватки и др.); преждевременные роды в связи с попыткой сделать аборт; нервное перевозбуждение в связи с ночным недосыпанием; волнение и плохое настроение, вызванное тошнотой, рвотой, плохим аппетитом, частыми инфекциями, плохим стулом, беспокойством ребенка; запущенность в воспитании и/ или истязание ребенка. Проявления у детей: частая рвота, плохой аппетит, трудности при кормлении кашей. 2.Ранний и дошкольный возраст. Проявления у родителей: неуверенность в выбранном стиле воспитания, неправильное отношение к энурезу, небрежное и/или жестокое обращение с ребенком, гиперпротекция и мелочная опека, тревожность, недостаточная вера в ребенка. Проявления у детей: выраженный негативизм вплоть до аффективных припадков, ревность к младшим или старшим сибсам, энурез (физиологический или психогенный), энкопрез психогенной природы, склонность к рвоте, плохой аппетит на психогенной почве, при плохом уходе за ребенком либо вследствие подострых или хронических рецидивирующих инфекций; нарушение режима сна и бодрствования по вине родителей, страхи, вызванные различными причинами: страх потери, страх в связи со отходом ко сну, страх перед необходимостью посещать ребенком детского сада, его адаптации в коллективе.
3.Школьный возраст. Проявления у родителей: излишнее ограничение свободы ребенка, гиперпротекция, недостаток доверия, мелочная опека при выполнении школьных заданий; завышенные ожидания в отношении успехов в школе; чрезмерные требования к выполнению домашних заданий, многочасовая зубрежка, применение по этому поводу различных принуждений и наказаний; большое число нагрузок помимо школы: дополнительные уроки, занятия музыкой, спортом, путешествия, отсутствие в связи с этим свободного времени у ребенка для занятий своим хобби и игрой; заброшенность и/или жестокое обращение с ребенком. Проявления у детей: агрессия, депрессия; сниженная работоспособность, лень, отсутствие интереса к школьным и домашним занятиям; беспокойство и нарушение поведения в школе, уклонение от школьных занятий вплоть до возникновения стабильной неуспеваемости, что может быть результатом неприязненных взаимоотношений с учителем, одноклассниками, невозможностью усвоить школьный материал, определенными трудностями, связанными с дорогой в школу.
4.Пубертатный возраст. Проявления у родителей: неуверенность при неизбежных объяснениях по сексуальным вопросам: трудности взаимопонимания с детьми, ставшими духовно независимыми, особенно при авторитарной установке родителей; протест против сексуальной свободы, например, при ранней половой связи или раннем замужестве; конфликты на финансовой почве, отказ от удовлетворения высоких требований ребенка, связанных с покупкой дорогой радиоаппаратуры или с путешествием; разочарование в идеологических взглядах подростков; конфликты, возникающие на почве представлений о моде в одежде и прическах, разочарование в жизни в результате школьной неуспеваемости, озабоченность выбором профессии и отказом детей продолжать обучение в школе.
Проявления у детей: недостаточная сопричастность к жизни семьи, противопоставление собственного мнения мнению родителей, своеволие, категоричное поведение (реакция протеста на представления родителей об общепринятых нормах жизни, касающихся авторитетов, сексуальности, религии, удовольствий и моды); стремление к сексуальной свободе; наркомания, курение, алкоголизм; своевольный выбор друзей; своеволие в выборе одежды и другие проявления следования моде; отказ от достижения успеха, потеря интереса к школьным занятиям и к выбранной родителями карьере вплоть до преждевременного ухода из школы; суициды и суицидальные попытки. Именно семья, ее атмосфера и подходы к семейному воспитанию должны стать основой формирования здоровья ребенка, его развития и воспитания. Специалисты выделяют такие стили воспитания, как авторитарный (высокий контроль с низким уровнем душевной теплоты и участия); авторитетный (достаточная степень контроля с душевной теплотой и отзывчивостью); снисходительно-разрешающий (душевная теплота и забота при отсутствии родительского контроля); безучастно-индифферентный (ни сердечного тепла, ни контроля). Сбалансированный контроль основан на твердых правилах, соответствующих возрасту ребенка; последовательности родителей; полноценной коммуникации. Специалист в области семейной педагогики Сибиряков С.Л. считает , что «главный способ воспитания, самый действенный и много дающий – это поощрение, положительный пример, показ. Нельзя требовать от ребенка, подростка того, чему его сами не научили, чего не заложили в него. Воспитывающему следует помнить, что у поступков любого человека есть три главных двигателя: боязнь наказания, жажда награды (поощрения) и желание добра, - а это уже сложное социально-психологическое проявление, которое формируется с ранних лет. Отсюда основной метод борьбы с недостатками личности заключается не в их выкорчевывании, а в «выращивании» противополжных достоинств. Так, например, жадность – это «невыращенная» доброта, трусливость – «невыращенная» смелость и т.д.». В этой связи писатель Г. Медынский подчеркивал, что необходимо воспитывать в ребенке «сопротивление злу». Развивая его мысль, психолог профессор Симонов рекомендовал: надо учить ваших детей понимать чужую боль, учить страху за близкого человека, попавшего в беду, учить гневу и ярости при несправедливости. Педагог В. Сухомлинский подчеркивал: «Без уважения к самому себе нет моральной чистоты и духовного богатства личности». Продолжая эту мысль, напомним, что не нужно и оттачивать свое остроумие на ребенке, порочить его в собственных глазах, а тем более – в глазах окружающих, особенно – сверстников, близких, товарищей и друзей. Родителям в процессе воспитания детей и подростков важно знать и учитывать их возрастные особенности, иметь определенный уровень знаний по психологии и физиологии, соответствующий культурный уровень (общая культура, культура общения, культура отношений, культура поведения, правовая культура, культура секса); должный культурный уровень родителей – залог более высокой культуры их детей.
Имеются различные периодизации психо-физиологических особенностей ребенка: - Гиппократ (климактерическая система) выделил группы от 1 до 6 лет; от 7 до 14 лет и от 15 до 21 года; - физиологические кризисы отмечаются в возрасте 2-4 лет, 7 лет (начало) и 12-14 лет; - в возрастной психологии выделяют: кризисы новорожденных; до 1 года; до 3 лет; 7 лет; 12, 13, 14; 15-16 лет.
Для определения подходов к воспитанию ребенка в семье необходимо иметь представление о некоторых особенностях возрастных кризисов. Кризис 3-х лет:
 1. Симптомы негативизма: постоянное непослушание (в ответ на любое предложение ребенок делает не то, о сем его просят) – чаще это отмечается в отношениях с близкими; и простое непослушание: не хочет делать то, что не любит. Не отделяет реакцию другого человека от своей.
2. Упрямство – упорное настаивание на своем.
3. Строптивость – обезличена («Иди спать – не пойду», «Не ходи спать – пойду» и т.д.).
4. Своеволие – все желает делать сам, н зная при этом границ.
5. Симптом «бунта» – война со всеми, утверждение своей самостоятельности, агрессивность.
6. Симптом «обесценивания» – появляются плохие слова: чем больше ругаешь ребенка – тем больше плохих слов слышишь от него.
Кризис 3-х лет – это эмансипация ребенка, когда он начинает понимать свой детский мир, и понемногу – себя в нем.
Кризис 7 лет:
 1. Утрата детской непосредственности.
2. Поясничание, кривляние, высмеивание.
В этом возрасте отмечается отделение внутреннего мира от внешнего, несовпадение мыслей и желаний с их реализацией. Ребенок начинает понимать (оценивать, узнавать) свои чувства. Переживания его приобретают более конкретный смысл. Это – важный период для взаимоотношений ребенка с родителями. Именно с 7-8 лет до 11-12 лет душа ребенка наиболее открыта для добра из зла. Появляется логика чувств. Именно в этот период нельзя лишать ребенка своей любви, что очень важно, так как в этот период обычно у родителей появляется на или растет следующий ребенок, на которого они нередко переключают свои основные заботы, уделяют больше внимания. Многочисленные наблюдения в сфере развития психики ребенка позволяют утверждать, что механизм, обеспечивающий его способность активно предвосхищать события, формируется лишь после 11-13 лет.
Кризис 12, 13 и 14 лет.
1. Период полового созревания ребенка.
2. Ломка, изменение основных мотиваций.
3. Обращение во внутренний мир (потеря интереса к внешнему миру), с одной стороны, а с другой – «уход» на улицу, в компании сверстников. И это очень важно иметь в виду: если до 10-12 лет у ребенка с вами не установился прочный эмоциональный и духовный контакт, то к 13-14 годам вы можете вообще потерять его. В этот период у ребенка отмечается повышенная избирательность по отношению к друзьям, товарищам, резко возрастает требовательность к родителям. Отсюда – уход из дома, поиск себя «во дворе»; мнение, оценки сверстников становятся для него более значительными. У ребенка отмечается так называемая «филологическая интоксикация», то есть к 13 годам он уже более или менее знает родной язык и начинает играть словами. Например: «Пойди в магазин!» – «А если не пойду, а если встречу друга» и т.п. На замечания не реагирует, делает вид, что не слышит их. В таком случае необходимо подыграть ребенку, не вступать в пререкания. К 15-16 годам это обычно проходит.
Кризис 15-16 лет:
 В данный период наблюдается явное стремление подростков к независимости, самостоятельности. Они жаждут свободы, но еще плохо ею пользоваться. Отсюда - много конфликтов, стрессов, трагедий. Подросток становится подверженным внешней оценке. Следовательно, если хотите сделать замечание, то только тихо и спокойно, наедине, так как подросток обязательно отреагирует на любое ваше замечание и чаще всего - болезненно. Именно в этот период ему нужна ваша помощь, чтобы выйти из данного состояния, иначе – «комплекс неполноценности», постоянное недовольство собой охватят подростка. Нужно помочь ему максимально безболезненно обрести чувство взрослости, истинной, а не мнимой самостоятельности, тактично помочь в поисках настоящих друзей, цели жизни.
Кроме возрастных особенностей ребенка существует целый перечень факторов риска, которые необходимо знать и учитывать в процессе воспитания. Как благоприятные факторы, так и факторы риска для будущего ребенка закладываются задолго до его рождения. Их можно условно подразделить на три подгруппы: биологические, социально-экономические и нравственно-психологические. Приведем некоторые из них. Биологические факторы:
 1. Хорошее состояние здоровья к моменту зачатия ребенка у обоих супругов (если в этом нет уверенности – лучше обследоваться у специалистов и принять меры для лечения).
2. Знание имеющихся у вас или родственников возможных наследственных (генетических) предрасположенностей к различным заболеваниям; при необходимости или сомнениях нужно проконсультироваться у генетиков, пройти обследование, лечение и т.д. Гены, гормоны в определенной степени могут определить, кем станет человек или какие отклонения и склонности будет иметь. Например, наркоманом, алкоголиком, слабоумным, психопатом и т.д. Это, конечно, крайние случаи, но не меньший вред для успешного воспитания и обучения ребенка могут иметь и менее значительные отклонения в его здоровье – как физическом, так и психическом.
3. Исключение неблагоприятного, по различным причинам, зачатия, особенно – пьяного; в состоянии стресса, депрессии, плохого самочувствия; кроме того, сейчас уже имеются различные методики определения лучшего или желаемого для конкретной пары срока зачатия.
4. Строгое соблюдение гигиены, физиологии и психологии периода беременности. При этом надо помнить, что особенно ранимыми для плода являются первые и последние два месяца беременности.
5. Внимательное, заботливое и нежное отношение супругов друг к другу и к будущему ребенку; да, именно к нему уже на 4-5 месяце можно обращаться, гладя живот беременной женщины; имеются отдельные исследования, которые позволяют выдвинуть гипотезу о том, что плод своим подсознанием может «слышать» окружающих и воспринимать при этом не только специально к нему обращенное.
6. Обеспечение благоприятных родов, при которых самыми опасными являются черепно-мозговые травмы, а также внесение любой инфекции.
7. Исключение любых бытовых травм; важно учитывать, что уже новорожденный ребенок способен иногда к резким движениям. Необходимо помнить о возможных негативных последствиях любых заболеваний ребенка, особенно инфекционных, так как каждое из них оставляет свой след, неблагоприятно сказывающийся, сразу же или в будущем, на характере и поведении ребенка. Ряд заболеваний приводит к заторможенности ребенка. Он делает все медленнее, чем обычно; если не зная подлинных причин этого, родители начинают подгонять ребенка, ругать, сердиться, даже наказывать, а он – просто не может вести себя иначе.
Социально-экономические факторы:
1. Наличие недостаточно просторного жилья, чтобы мать и ребенок имели свою комнату (а в последствии – ребенок или дети).
2. Достаточный уровень материальной обеспеченности, чтобы мать могла оставаться дома с ребенком как можно дольше, хотя бы до достижения им трех лет, а лучше – до школы.
3. Обеспечение полноценного обучения и воспитания ребенка в специализированной школе, лицее, колледже и т.д., а также возможности – при желании ребенка, наличии у него способностей и интереса – дополнительного обучения в кружках, секциях, музыкальной школе, изостудии и др. Факторы нравственно-психологического характера включают в себя, прежде всего, психологическую и моральную готовность родителей иметь и воспитывать детей. Здесь на первое место следует поставить проблему так называемой «родительской жертвы». Это означает, что лишь в семьях, где родители способны стать выше личных интересов, всецело посвятить себя своим детям (по возможности, конечно, не в ущерб своему индивидуальному развитию), можно ожидать положительных результатов.
Специалисты в области социальной педагогики выделяют 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания детей:
1 тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство специалиста здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями развития и воспитания не исключаются.
2 тип – семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.
3 тип – конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей. Нужно активное воздействие специалистов, чтобы изменить микроклимат в семье.
4 тип – внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Некоторые дети хорошо усваивают такую семейную психологию, поэтому работа специалистов с такими семьями особенно трудна.
5 тип – неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания специалистов и общественности, а нередко и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.



Вход на сайт

Полезные сайты
САЙТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ, ГДЕ Я РАБОТАЮ
  • МБУ ДО ДДТ "Контакт"
  • ДДТ "Контакт"(старый сайт)
  • Моя страница на сайте ДДТ "Контакт"
  • САЙТЫ ШКОЛ
  • Лицей(г.Климовск)
  • МОУ СОШ №1(г.Климовск)
  • МОУ СОШ №3(г.Климовск)
  • МОУ СОШ №5(г.Климовск)
  • МОУ СОШ №6(г.Климовск)
  • ПРОЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
  • Детков Николай Иванович - персональный сайт
  • Сайт учителя начальных классов Маслиёвой В.А.
  • Сайт педагога Гертман С.В.
  • "Драматешка"- все для театрального кружка
  • Центр развития детей и юношества М.О.
  • Про Школу ру
  • Учительский портал
  • Сеть творческих учителей
  • Весёлая школа
  • Инструкции для uCoz

  • Праздники в России
    Праздники России


    Copyright MyCorp © 2024