Семейные конфликты
Важной
проблемой, оказывающей существенное влияние на здоровье ребенка,
являются конфликты в семье. Конфликты возможны в любой семье, независимо
от ее экономического положения, в том числе между родителями и детьми.
Причины конфликтов связаны, с одной стороны, непосредственно с личностью
родителей, их отношениями друг с другом, ребенком и окружающим миром. С
другой стороны, причина конфликтов может быть связана непосредственно с
определенными особенностями самого ребенка.
Неправильная
позиция родителей: их неуверенность при решении всех жизненных проблем,
чрезмерная тревожность, недостаточная забота о детях, неуверенность в
позициях воспитания, ошибочная оценка собственного ребенка (сравнение с
сибсами или детьми из другой семьи, слишком высокие претензии, которые
ребенок не может исполнить, особенно при умственном недоразвитии),
завышенные требования к ребенку при отказе ему в помощи, ошибочный выбор
профессии и школы для ребенка.
Первичная основа негативного отношения к ребенку:
временное или стойкое нежелание рождения ребенка, внебрачное рождение
ребенка, рождение ребенка как причина развода родителей, вступление в
новый брак.
Вторичная основа негативного отношения к ребенку:
эмоциональная перегрузка матери и/ или отца (особенно при трудностях в
кормлении и воспитании навыков опрятности), формирование нежелательных
психических особенностей ребенка, врожденные или приобретенные
физические пороки или задержка развития (особенно недоношенные дети и
дети с пороками развития), восприятие родителями детей как фактора,
ограничивающего их свободу и возможность наслаждаться жизнью; дети как
повод для раздора в связи с разными взглядами на воспитание у членов
семьи (у отца и матери, родителей и дедушки с бабушкой).
Формы
реакций родителей: упреки детям, взаимные упреки и самоупреки,
наказание детей в виде лишения их своей любви, отказа выполнять их
желания, ограничения в карманных деньгах, запрещения просмотра
телепередач, а также телесные наказания; недостаточные внимание и забота
о ребенке; истязание ребенка; очернение ребенка в глазах других людей,
унижение перед братьями и сестрами; непоследовательность в воспитании
(политика «кнута и пряника»), дальнейшее разрушение отношений с
ребенком, отправление его в интернат, изгнание его из дома. В ряде
случаев конфликт заходит так далеко, что уже незначительный поступок со
стороны ребенка ведет к бурной реакции родителей. У медиков при
трактовке понятия семейные конфликты появился термин «психическая
аллергия». Как и в иммунологии, в психической сфере можно выделить
антигены (повод для конфликта), антитела (специфические формы
сопротивления и защиты) и реакции антиген – антитело (бурный конфликт
при столкновении с враждебным мотивом). Предпосылкой столь бурных
реакций является интенсивный повторяющийся контакт с другим человеком, а
также чувствительность, сверхчувствительность и раздражительность
субъекта. Озабоченность и страх усиливают установку по отношению к
некоторым отклонениям ребенка от нормы. Дети же, прежде всего подростки,
еще сильнее могут разжечь конфликт с родителями равнодушием к их
требованиям, своеволием, упрямством, дерзостью. Таким образом, при
разногласии чувствительность и сверхчувствительность детей и родителей
приводят к острому, порой неразрешимому конфликту.
Вместе с изменением сути и формы конфликта с возрастом меняется и реакция родителей на него.
1.Грудной
возраст. Проявления у родителей: равнодушие и отсутствие подготовки к
рождению ребенка (отсутствие необходимого детского белья, детской
кроватки и др.); преждевременные роды в связи с попыткой сделать аборт;
нервное перевозбуждение в связи с ночным недосыпанием; волнение и плохое
настроение, вызванное тошнотой, рвотой, плохим аппетитом, частыми
инфекциями, плохим стулом, беспокойством ребенка; запущенность в
воспитании и/ или истязание ребенка. Проявления у детей: частая рвота,
плохой аппетит, трудности при кормлении кашей. 2.Ранний и дошкольный
возраст. Проявления у родителей: неуверенность в выбранном стиле
воспитания, неправильное отношение к энурезу, небрежное и/или жестокое
обращение с ребенком, гиперпротекция и мелочная опека, тревожность,
недостаточная вера в ребенка. Проявления у детей: выраженный негативизм
вплоть до аффективных припадков, ревность к младшим или старшим сибсам,
энурез (физиологический или психогенный), энкопрез психогенной природы,
склонность к рвоте, плохой аппетит на психогенной почве, при плохом
уходе за ребенком либо вследствие подострых или хронических
рецидивирующих инфекций; нарушение режима сна и бодрствования по вине
родителей, страхи, вызванные различными причинами: страх потери, страх в
связи со отходом ко сну, страх перед необходимостью посещать ребенком
детского сада, его адаптации в коллективе.
3.Школьный
возраст. Проявления у родителей: излишнее ограничение свободы ребенка,
гиперпротекция, недостаток доверия, мелочная опека при выполнении
школьных заданий; завышенные ожидания в отношении успехов в школе;
чрезмерные требования к выполнению домашних заданий, многочасовая
зубрежка, применение по этому поводу различных принуждений и наказаний;
большое число нагрузок помимо школы: дополнительные уроки, занятия
музыкой, спортом, путешествия, отсутствие в связи с этим свободного
времени у ребенка для занятий своим хобби и игрой; заброшенность и/или
жестокое обращение с ребенком. Проявления у детей: агрессия, депрессия;
сниженная работоспособность, лень, отсутствие интереса к школьным и
домашним занятиям; беспокойство и нарушение поведения в школе, уклонение
от школьных занятий вплоть до возникновения стабильной неуспеваемости,
что может быть результатом неприязненных взаимоотношений с учителем,
одноклассниками, невозможностью усвоить школьный материал, определенными
трудностями, связанными с дорогой в школу.
4.Пубертатный
возраст. Проявления у родителей: неуверенность при неизбежных
объяснениях по сексуальным вопросам: трудности взаимопонимания с детьми,
ставшими духовно независимыми, особенно при авторитарной установке
родителей; протест против сексуальной свободы, например, при ранней
половой связи или раннем замужестве; конфликты на финансовой почве,
отказ от удовлетворения высоких требований ребенка, связанных с покупкой
дорогой радиоаппаратуры или с путешествием; разочарование в
идеологических взглядах подростков; конфликты, возникающие на почве
представлений о моде в одежде и прическах, разочарование в жизни в
результате школьной неуспеваемости, озабоченность выбором профессии и
отказом детей продолжать обучение в школе.
Проявления у детей:
недостаточная сопричастность к жизни семьи, противопоставление
собственного мнения мнению родителей, своеволие, категоричное поведение
(реакция протеста на представления родителей об общепринятых нормах
жизни, касающихся авторитетов, сексуальности, религии, удовольствий и
моды); стремление к сексуальной свободе; наркомания, курение,
алкоголизм; своевольный выбор друзей; своеволие в выборе одежды и другие
проявления следования моде; отказ от достижения успеха, потеря интереса
к школьным занятиям и к выбранной родителями карьере вплоть до
преждевременного ухода из школы; суициды и суицидальные попытки. Именно
семья, ее атмосфера и подходы к семейному воспитанию должны стать
основой формирования здоровья ребенка, его развития и воспитания.
Специалисты выделяют такие стили воспитания, как авторитарный (высокий
контроль с низким уровнем душевной теплоты и участия); авторитетный
(достаточная степень контроля с душевной теплотой и отзывчивостью);
снисходительно-разрешающий (душевная теплота и забота при отсутствии
родительского контроля); безучастно-индифферентный (ни сердечного тепла,
ни контроля). Сбалансированный контроль основан на твердых правилах,
соответствующих возрасту ребенка; последовательности родителей;
полноценной коммуникации. Специалист в области семейной педагогики
Сибиряков С.Л. считает , что «главный
способ воспитания, самый действенный и много дающий – это поощрение,
положительный пример, показ. Нельзя требовать от ребенка, подростка
того, чему его сами не научили, чего не заложили в него.
Воспитывающему следует помнить, что у поступков любого человека есть
три главных двигателя: боязнь наказания, жажда награды (поощрения) и
желание добра, - а это уже сложное социально-психологическое проявление,
которое формируется с ранних лет. Отсюда основной метод борьбы с
недостатками личности заключается не в их выкорчевывании, а в
«выращивании» противополжных достоинств. Так, например, жадность – это
«невыращенная» доброта, трусливость – «невыращенная» смелость и т.д.». В
этой связи писатель Г. Медынский подчеркивал, что необходимо
воспитывать в ребенке «сопротивление злу». Развивая его мысль, психолог
профессор Симонов рекомендовал: надо учить ваших детей понимать чужую
боль, учить страху за близкого человека, попавшего в беду, учить гневу и
ярости при несправедливости. Педагог В. Сухомлинский подчеркивал: «Без
уважения к самому себе нет моральной чистоты и духовного богатства
личности». Продолжая эту мысль, напомним, что не нужно и оттачивать свое
остроумие на ребенке, порочить его в собственных глазах, а тем более – в
глазах окружающих, особенно – сверстников, близких, товарищей и друзей.
Родителям в процессе воспитания детей и подростков важно знать и
учитывать их возрастные особенности, иметь определенный уровень знаний
по психологии и физиологии, соответствующий культурный уровень (общая
культура, культура общения, культура отношений, культура поведения,
правовая культура, культура секса); должный культурный уровень родителей – залог более высокой культуры их детей.
Имеются различные периодизации психо-физиологических особенностей ребенка:
- Гиппократ (климактерическая система) выделил группы от 1 до 6 лет; от
7 до 14 лет и от 15 до 21 года; - физиологические кризисы отмечаются в
возрасте 2-4 лет, 7 лет (начало) и 12-14 лет; - в возрастной психологии
выделяют: кризисы новорожденных; до 1 года; до 3 лет; 7 лет; 12, 13, 14;
15-16 лет.
Для
определения подходов к воспитанию ребенка в семье необходимо иметь
представление о некоторых особенностях возрастных кризисов. Кризис 3-х лет:
1.
Симптомы негативизма: постоянное непослушание (в ответ на любое
предложение ребенок делает не то, о сем его просят) – чаще это
отмечается в отношениях с близкими; и простое непослушание: не хочет
делать то, что не любит. Не отделяет реакцию другого человека от своей.
2. Упрямство – упорное настаивание на своем.
3. Строптивость – обезличена («Иди спать – не пойду», «Не ходи спать – пойду» и т.д.).
4. Своеволие – все желает делать сам, н зная при этом границ.
5. Симптом «бунта» – война со всеми, утверждение своей самостоятельности, агрессивность.
6. Симптом «обесценивания» – появляются плохие слова: чем больше ругаешь ребенка – тем больше плохих слов слышишь от него.
Кризис 3-х лет – это эмансипация ребенка, когда он начинает понимать свой детский мир, и понемногу – себя в нем.
Кризис 7 лет:
1. Утрата детской непосредственности.
2. Поясничание, кривляние, высмеивание.
В
этом возрасте отмечается отделение внутреннего мира от внешнего,
несовпадение мыслей и желаний с их реализацией. Ребенок начинает
понимать (оценивать, узнавать) свои чувства. Переживания его приобретают
более конкретный смысл. Это – важный период для взаимоотношений ребенка
с родителями. Именно с 7-8 лет до 11-12 лет душа ребенка наиболее
открыта для добра из зла. Появляется логика чувств. Именно в этот период
нельзя лишать ребенка своей любви, что очень важно, так как в этот
период обычно у родителей появляется на или растет следующий ребенок, на
которого они нередко переключают свои основные заботы, уделяют больше
внимания. Многочисленные наблюдения в сфере развития психики ребенка
позволяют утверждать, что механизм, обеспечивающий его способность
активно предвосхищать события, формируется лишь после 11-13 лет.
Кризис 12, 13 и 14 лет.
1. Период полового созревания ребенка.
2. Ломка, изменение основных мотиваций.
3.
Обращение во внутренний мир (потеря интереса к внешнему миру), с одной
стороны, а с другой – «уход» на улицу, в компании сверстников. И это
очень важно иметь в виду: если до 10-12 лет у ребенка с вами не
установился прочный эмоциональный и духовный контакт, то к 13-14 годам
вы можете вообще потерять его. В этот период у ребенка отмечается
повышенная избирательность по отношению к друзьям, товарищам, резко
возрастает требовательность к родителям. Отсюда – уход из дома, поиск
себя «во дворе»; мнение, оценки сверстников становятся для него более
значительными. У ребенка отмечается так называемая «филологическая
интоксикация», то есть к 13 годам он уже более или менее знает родной
язык и начинает играть словами. Например: «Пойди в магазин!» – «А если
не пойду, а если встречу друга» и т.п. На замечания не реагирует, делает
вид, что не слышит их. В таком случае необходимо подыграть ребенку, не
вступать в пререкания. К 15-16 годам это обычно проходит.
Кризис 15-16 лет:
В
данный период наблюдается явное стремление подростков к независимости,
самостоятельности. Они жаждут свободы, но еще плохо ею пользоваться.
Отсюда - много конфликтов, стрессов, трагедий. Подросток становится
подверженным внешней оценке. Следовательно, если хотите сделать
замечание, то только тихо и спокойно, наедине, так как подросток
обязательно отреагирует на любое ваше замечание и чаще всего -
болезненно. Именно в этот период ему нужна ваша помощь, чтобы выйти из
данного состояния, иначе – «комплекс неполноценности», постоянное
недовольство собой охватят подростка. Нужно помочь ему максимально
безболезненно обрести чувство взрослости, истинной, а не мнимой
самостоятельности, тактично помочь в поисках настоящих друзей, цели
жизни.
Кроме возрастных особенностей ребенка существует целый перечень факторов риска,
которые необходимо знать и учитывать в процессе воспитания. Как
благоприятные факторы, так и факторы риска для будущего ребенка
закладываются задолго до его рождения. Их можно условно подразделить на
три подгруппы: биологические, социально-экономические и нравственно-психологические. Приведем некоторые из них. Биологические факторы:
1.
Хорошее состояние здоровья к моменту зачатия ребенка у обоих супругов
(если в этом нет уверенности – лучше обследоваться у специалистов и
принять меры для лечения).
2.
Знание имеющихся у вас или родственников возможных наследственных
(генетических) предрасположенностей к различным заболеваниям; при
необходимости или сомнениях нужно проконсультироваться у генетиков,
пройти обследование, лечение и т.д. Гены, гормоны в определенной степени
могут определить, кем станет человек или какие отклонения и склонности
будет иметь. Например, наркоманом, алкоголиком, слабоумным, психопатом и
т.д. Это, конечно, крайние случаи, но не меньший вред для успешного
воспитания и обучения ребенка могут иметь и менее значительные
отклонения в его здоровье – как физическом, так и психическом.
3.
Исключение неблагоприятного, по различным причинам, зачатия, особенно –
пьяного; в состоянии стресса, депрессии, плохого самочувствия; кроме
того, сейчас уже имеются различные методики определения лучшего или
желаемого для конкретной пары срока зачатия.
4.
Строгое соблюдение гигиены, физиологии и психологии периода
беременности. При этом надо помнить, что особенно ранимыми для плода
являются первые и последние два месяца беременности.
5.
Внимательное, заботливое и нежное отношение супругов друг к другу и к
будущему ребенку; да, именно к нему уже на 4-5 месяце можно обращаться,
гладя живот беременной женщины; имеются отдельные исследования, которые
позволяют выдвинуть гипотезу о том, что плод своим подсознанием может
«слышать» окружающих и воспринимать при этом не только специально к нему
обращенное.
6.
Обеспечение благоприятных родов, при которых самыми опасными являются
черепно-мозговые травмы, а также внесение любой инфекции.
7.
Исключение любых бытовых травм; важно учитывать, что уже новорожденный
ребенок способен иногда к резким движениям. Необходимо помнить о
возможных негативных последствиях любых заболеваний ребенка, особенно
инфекционных, так как каждое из них оставляет свой след, неблагоприятно
сказывающийся, сразу же или в будущем, на характере и поведении ребенка.
Ряд заболеваний приводит к заторможенности ребенка. Он делает все
медленнее, чем обычно; если не зная подлинных причин этого, родители
начинают подгонять ребенка, ругать, сердиться, даже наказывать, а он –
просто не может вести себя иначе.
Социально-экономические факторы:
1. Наличие недостаточно просторного жилья, чтобы мать и ребенок имели свою комнату (а в последствии – ребенок или дети).
2.
Достаточный уровень материальной обеспеченности, чтобы мать могла
оставаться дома с ребенком как можно дольше, хотя бы до достижения им
трех лет, а лучше – до школы.
3.
Обеспечение полноценного обучения и воспитания ребенка в
специализированной школе, лицее, колледже и т.д., а также возможности –
при желании ребенка, наличии у него способностей и интереса –
дополнительного обучения в кружках, секциях, музыкальной школе,
изостудии и др. Факторы нравственно-психологического характера
включают в себя, прежде всего, психологическую и моральную готовность
родителей иметь и воспитывать детей. Здесь на первое место следует
поставить проблему так называемой «родительской жертвы». Это означает,
что лишь в семьях, где родители способны стать выше личных интересов,
всецело посвятить себя своим детям (по возможности, конечно, не в ущерб
своему индивидуальному развитию), можно ожидать положительных
результатов.
Специалисты в области социальной педагогики выделяют 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания детей:
1
тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая
моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих
способностей. Частое вмешательство специалиста здесь не нужно, хотя
отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями развития и
воспитания не исключаются.
2
тип – семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между
родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в
воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в
связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что
безусловно требует внимания педагога.
3
тип – конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей. Нужно
активное воздействие специалистов, чтобы изменить микроклимат в семье.
4
тип – внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность,
отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь
поколений часто нарушена. Некоторые дети хорошо усваивают такую семейную
психологию, поэтому работа специалистов с такими семьями особенно
трудна.
5
тип – неблагополучные семьи, для которых характерны грубость,
аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания
специалистов и общественности, а нередко и активного вмешательства,
чтобы защитить интересы детей.
|
|