Суббота
11.05.2024
05:50
Приветствую Вас Гость
RSS


МБУ ДО ДДТ "Контакт"
 
ВАХОНИНА МАРИНА НИКОЛАЕВНА
педагог-организатор
Главная Регистрация Вход
Семейные конфликты »
Меню

Это Я

Мои новости

Вход на сайт

Семейные конфликты
Важной проблемой, оказывающей существенное влияние на здоровье ребенка, являются конфликты в семье. Конфликты возможны в любой семье, независимо от ее экономического положения, в том числе между родителями и детьми. Причины конфликтов связаны, с одной стороны, непосредственно с личностью родителей, их отношениями друг с другом, ребенком и окружающим миром. С другой стороны, причина конфликтов может быть связана непосредственно с определенными особенностями самого ребенка.
Неправильная позиция родителей: их неуверенность при решении всех жизненных проблем, чрезмерная тревожность, недостаточная забота о детях, неуверенность в позициях воспитания, ошибочная оценка собственного ребенка (сравнение с сибсами или детьми из другой семьи, слишком высокие претензии, которые ребенок не может исполнить, особенно при умственном недоразвитии), завышенные требования к ребенку при отказе ему в помощи, ошибочный выбор профессии и школы для ребенка.
Первичная основа негативного отношения к ребенку: временное или стойкое нежелание рождения ребенка, внебрачное рождение ребенка, рождение ребенка как причина развода родителей, вступление в новый брак.
Вторичная основа негативного отношения к ребенку: эмоциональная перегрузка матери и/ или отца (особенно при трудностях в кормлении и воспитании навыков опрятности), формирование нежелательных психических особенностей ребенка, врожденные или приобретенные физические пороки или задержка развития (особенно недоношенные дети и дети с пороками развития), восприятие родителями детей как фактора, ограничивающего их свободу и возможность наслаждаться жизнью; дети как повод для раздора в связи с разными взглядами на воспитание у членов семьи (у отца и матери, родителей и дедушки с бабушкой).
Формы реакций родителей: упреки детям, взаимные упреки и самоупреки, наказание детей в виде лишения их своей любви, отказа выполнять их желания, ограничения в карманных деньгах, запрещения просмотра телепередач, а также телесные наказания; недостаточные внимание и забота о ребенке; истязание ребенка; очернение ребенка в глазах других людей, унижение перед братьями и сестрами; непоследовательность в воспитании (политика «кнута и пряника»), дальнейшее разрушение отношений с ребенком, отправление его в интернат, изгнание его из дома. В ряде случаев конфликт заходит так далеко, что уже незначительный поступок со стороны ребенка ведет к бурной реакции родителей. У медиков при трактовке понятия семейные конфликты появился термин «психическая аллергия». Как и в иммунологии, в психической сфере можно выделить антигены (повод для конфликта), антитела (специфические формы сопротивления и защиты) и реакции антиген – антитело (бурный конфликт при столкновении с враждебным мотивом). Предпосылкой столь бурных реакций является интенсивный повторяющийся контакт с другим человеком, а также чувствительность, сверхчувствительность и раздражительность субъекта. Озабоченность и страх усиливают установку по отношению к некоторым отклонениям ребенка от нормы. Дети же, прежде всего подростки, еще сильнее могут разжечь конфликт с родителями равнодушием к их требованиям, своеволием, упрямством, дерзостью. Таким образом, при разногласии чувствительность и сверхчувствительность детей и родителей приводят к острому, порой неразрешимому конфликту.
Вместе с изменением сути и формы конфликта с возрастом меняется и реакция родителей на него.
 1.Грудной возраст. Проявления у родителей: равнодушие и отсутствие подготовки к рождению ребенка (отсутствие необходимого детского белья, детской кроватки и др.); преждевременные роды в связи с попыткой сделать аборт; нервное перевозбуждение в связи с ночным недосыпанием; волнение и плохое настроение, вызванное тошнотой, рвотой, плохим аппетитом, частыми инфекциями, плохим стулом, беспокойством ребенка; запущенность в воспитании и/ или истязание ребенка. Проявления у детей: частая рвота, плохой аппетит, трудности при кормлении кашей. 2.Ранний и дошкольный возраст. Проявления у родителей: неуверенность в выбранном стиле воспитания, неправильное отношение к энурезу, небрежное и/или жестокое обращение с ребенком, гиперпротекция и мелочная опека, тревожность, недостаточная вера в ребенка. Проявления у детей: выраженный негативизм вплоть до аффективных припадков, ревность к младшим или старшим сибсам, энурез (физиологический или психогенный), энкопрез психогенной природы, склонность к рвоте, плохой аппетит на психогенной почве, при плохом уходе за ребенком либо вследствие подострых или хронических рецидивирующих инфекций; нарушение режима сна и бодрствования по вине родителей, страхи, вызванные различными причинами: страх потери, страх в связи со отходом ко сну, страх перед необходимостью посещать ребенком детского сада, его адаптации в коллективе.
3.Школьный возраст. Проявления у родителей: излишнее ограничение свободы ребенка, гиперпротекция, недостаток доверия, мелочная опека при выполнении школьных заданий; завышенные ожидания в отношении успехов в школе; чрезмерные требования к выполнению домашних заданий, многочасовая зубрежка, применение по этому поводу различных принуждений и наказаний; большое число нагрузок помимо школы: дополнительные уроки, занятия музыкой, спортом, путешествия, отсутствие в связи с этим свободного времени у ребенка для занятий своим хобби и игрой; заброшенность и/или жестокое обращение с ребенком. Проявления у детей: агрессия, депрессия; сниженная работоспособность, лень, отсутствие интереса к школьным и домашним занятиям; беспокойство и нарушение поведения в школе, уклонение от школьных занятий вплоть до возникновения стабильной неуспеваемости, что может быть результатом неприязненных взаимоотношений с учителем, одноклассниками, невозможностью усвоить школьный материал, определенными трудностями, связанными с дорогой в школу.
4.Пубертатный возраст. Проявления у родителей: неуверенность при неизбежных объяснениях по сексуальным вопросам: трудности взаимопонимания с детьми, ставшими духовно независимыми, особенно при авторитарной установке родителей; протест против сексуальной свободы, например, при ранней половой связи или раннем замужестве; конфликты на финансовой почве, отказ от удовлетворения высоких требований ребенка, связанных с покупкой дорогой радиоаппаратуры или с путешествием; разочарование в идеологических взглядах подростков; конфликты, возникающие на почве представлений о моде в одежде и прическах, разочарование в жизни в результате школьной неуспеваемости, озабоченность выбором профессии и отказом детей продолжать обучение в школе.
Проявления у детей: недостаточная сопричастность к жизни семьи, противопоставление собственного мнения мнению родителей, своеволие, категоричное поведение (реакция протеста на представления родителей об общепринятых нормах жизни, касающихся авторитетов, сексуальности, религии, удовольствий и моды); стремление к сексуальной свободе; наркомания, курение, алкоголизм; своевольный выбор друзей; своеволие в выборе одежды и другие проявления следования моде; отказ от достижения успеха, потеря интереса к школьным занятиям и к выбранной родителями карьере вплоть до преждевременного ухода из школы; суициды и суицидальные попытки. Именно семья, ее атмосфера и подходы к семейному воспитанию должны стать основой формирования здоровья ребенка, его развития и воспитания. Специалисты выделяют такие стили воспитания, как авторитарный (высокий контроль с низким уровнем душевной теплоты и участия); авторитетный (достаточная степень контроля с душевной теплотой и отзывчивостью); снисходительно-разрешающий (душевная теплота и забота при отсутствии родительского контроля); безучастно-индифферентный (ни сердечного тепла, ни контроля). Сбалансированный контроль основан на твердых правилах, соответствующих возрасту ребенка; последовательности родителей; полноценной коммуникации. Специалист в области семейной педагогики Сибиряков С.Л. считает , что «главный способ воспитания, самый действенный и много дающий – это поощрение, положительный пример, показ. Нельзя требовать от ребенка, подростка того, чему его сами не научили, чего не заложили в него. Воспитывающему следует помнить, что у поступков любого человека есть три главных двигателя: боязнь наказания, жажда награды (поощрения) и желание добра, - а это уже сложное социально-психологическое проявление, которое формируется с ранних лет. Отсюда основной метод борьбы с недостатками личности заключается не в их выкорчевывании, а в «выращивании» противополжных достоинств. Так, например, жадность – это «невыращенная» доброта, трусливость – «невыращенная» смелость и т.д.». В этой связи писатель Г. Медынский подчеркивал, что необходимо воспитывать в ребенке «сопротивление злу». Развивая его мысль, психолог профессор Симонов рекомендовал: надо учить ваших детей понимать чужую боль, учить страху за близкого человека, попавшего в беду, учить гневу и ярости при несправедливости. Педагог В. Сухомлинский подчеркивал: «Без уважения к самому себе нет моральной чистоты и духовного богатства личности». Продолжая эту мысль, напомним, что не нужно и оттачивать свое остроумие на ребенке, порочить его в собственных глазах, а тем более – в глазах окружающих, особенно – сверстников, близких, товарищей и друзей. Родителям в процессе воспитания детей и подростков важно знать и учитывать их возрастные особенности, иметь определенный уровень знаний по психологии и физиологии, соответствующий культурный уровень (общая культура, культура общения, культура отношений, культура поведения, правовая культура, культура секса); должный культурный уровень родителей – залог более высокой культуры их детей.
Имеются различные периодизации психо-физиологических особенностей ребенка: - Гиппократ (климактерическая система) выделил группы от 1 до 6 лет; от 7 до 14 лет и от 15 до 21 года; - физиологические кризисы отмечаются в возрасте 2-4 лет, 7 лет (начало) и 12-14 лет; - в возрастной психологии выделяют: кризисы новорожденных; до 1 года; до 3 лет; 7 лет; 12, 13, 14; 15-16 лет.
Для определения подходов к воспитанию ребенка в семье необходимо иметь представление о некоторых особенностях возрастных кризисов. Кризис 3-х лет:
 1. Симптомы негативизма: постоянное непослушание (в ответ на любое предложение ребенок делает не то, о сем его просят) – чаще это отмечается в отношениях с близкими; и простое непослушание: не хочет делать то, что не любит. Не отделяет реакцию другого человека от своей.
2. Упрямство – упорное настаивание на своем.
3. Строптивость – обезличена («Иди спать – не пойду», «Не ходи спать – пойду» и т.д.).
4. Своеволие – все желает делать сам, н зная при этом границ.
5. Симптом «бунта» – война со всеми, утверждение своей самостоятельности, агрессивность.
6. Симптом «обесценивания» – появляются плохие слова: чем больше ругаешь ребенка – тем больше плохих слов слышишь от него.
Кризис 3-х лет – это эмансипация ребенка, когда он начинает понимать свой детский мир, и понемногу – себя в нем.
Кризис 7 лет:
 1. Утрата детской непосредственности.
2. Поясничание, кривляние, высмеивание.
В этом возрасте отмечается отделение внутреннего мира от внешнего, несовпадение мыслей и желаний с их реализацией. Ребенок начинает понимать (оценивать, узнавать) свои чувства. Переживания его приобретают более конкретный смысл. Это – важный период для взаимоотношений ребенка с родителями. Именно с 7-8 лет до 11-12 лет душа ребенка наиболее открыта для добра из зла. Появляется логика чувств. Именно в этот период нельзя лишать ребенка своей любви, что очень важно, так как в этот период обычно у родителей появляется на или растет следующий ребенок, на которого они нередко переключают свои основные заботы, уделяют больше внимания. Многочисленные наблюдения в сфере развития психики ребенка позволяют утверждать, что механизм, обеспечивающий его способность активно предвосхищать события, формируется лишь после 11-13 лет.
Кризис 12, 13 и 14 лет.
1. Период полового созревания ребенка.
2. Ломка, изменение основных мотиваций.
3. Обращение во внутренний мир (потеря интереса к внешнему миру), с одной стороны, а с другой – «уход» на улицу, в компании сверстников. И это очень важно иметь в виду: если до 10-12 лет у ребенка с вами не установился прочный эмоциональный и духовный контакт, то к 13-14 годам вы можете вообще потерять его. В этот период у ребенка отмечается повышенная избирательность по отношению к друзьям, товарищам, резко возрастает требовательность к родителям. Отсюда – уход из дома, поиск себя «во дворе»; мнение, оценки сверстников становятся для него более значительными. У ребенка отмечается так называемая «филологическая интоксикация», то есть к 13 годам он уже более или менее знает родной язык и начинает играть словами. Например: «Пойди в магазин!» – «А если не пойду, а если встречу друга» и т.п. На замечания не реагирует, делает вид, что не слышит их. В таком случае необходимо подыграть ребенку, не вступать в пререкания. К 15-16 годам это обычно проходит.
Кризис 15-16 лет:
 В данный период наблюдается явное стремление подростков к независимости, самостоятельности. Они жаждут свободы, но еще плохо ею пользоваться. Отсюда - много конфликтов, стрессов, трагедий. Подросток становится подверженным внешней оценке. Следовательно, если хотите сделать замечание, то только тихо и спокойно, наедине, так как подросток обязательно отреагирует на любое ваше замечание и чаще всего - болезненно. Именно в этот период ему нужна ваша помощь, чтобы выйти из данного состояния, иначе – «комплекс неполноценности», постоянное недовольство собой охватят подростка. Нужно помочь ему максимально безболезненно обрести чувство взрослости, истинной, а не мнимой самостоятельности, тактично помочь в поисках настоящих друзей, цели жизни.
Кроме возрастных особенностей ребенка существует целый перечень факторов риска, которые необходимо знать и учитывать в процессе воспитания. Как благоприятные факторы, так и факторы риска для будущего ребенка закладываются задолго до его рождения. Их можно условно подразделить на три подгруппы: биологические, социально-экономические и нравственно-психологические. Приведем некоторые из них. Биологические факторы:
 1. Хорошее состояние здоровья к моменту зачатия ребенка у обоих супругов (если в этом нет уверенности – лучше обследоваться у специалистов и принять меры для лечения).
2. Знание имеющихся у вас или родственников возможных наследственных (генетических) предрасположенностей к различным заболеваниям; при необходимости или сомнениях нужно проконсультироваться у генетиков, пройти обследование, лечение и т.д. Гены, гормоны в определенной степени могут определить, кем станет человек или какие отклонения и склонности будет иметь. Например, наркоманом, алкоголиком, слабоумным, психопатом и т.д. Это, конечно, крайние случаи, но не меньший вред для успешного воспитания и обучения ребенка могут иметь и менее значительные отклонения в его здоровье – как физическом, так и психическом.
3. Исключение неблагоприятного, по различным причинам, зачатия, особенно – пьяного; в состоянии стресса, депрессии, плохого самочувствия; кроме того, сейчас уже имеются различные методики определения лучшего или желаемого для конкретной пары срока зачатия.
4. Строгое соблюдение гигиены, физиологии и психологии периода беременности. При этом надо помнить, что особенно ранимыми для плода являются первые и последние два месяца беременности.
5. Внимательное, заботливое и нежное отношение супругов друг к другу и к будущему ребенку; да, именно к нему уже на 4-5 месяце можно обращаться, гладя живот беременной женщины; имеются отдельные исследования, которые позволяют выдвинуть гипотезу о том, что плод своим подсознанием может «слышать» окружающих и воспринимать при этом не только специально к нему обращенное.
6. Обеспечение благоприятных родов, при которых самыми опасными являются черепно-мозговые травмы, а также внесение любой инфекции.
7. Исключение любых бытовых травм; важно учитывать, что уже новорожденный ребенок способен иногда к резким движениям. Необходимо помнить о возможных негативных последствиях любых заболеваний ребенка, особенно инфекционных, так как каждое из них оставляет свой след, неблагоприятно сказывающийся, сразу же или в будущем, на характере и поведении ребенка. Ряд заболеваний приводит к заторможенности ребенка. Он делает все медленнее, чем обычно; если не зная подлинных причин этого, родители начинают подгонять ребенка, ругать, сердиться, даже наказывать, а он – просто не может вести себя иначе.
Социально-экономические факторы:
1. Наличие недостаточно просторного жилья, чтобы мать и ребенок имели свою комнату (а в последствии – ребенок или дети).
2. Достаточный уровень материальной обеспеченности, чтобы мать могла оставаться дома с ребенком как можно дольше, хотя бы до достижения им трех лет, а лучше – до школы.
3. Обеспечение полноценного обучения и воспитания ребенка в специализированной школе, лицее, колледже и т.д., а также возможности – при желании ребенка, наличии у него способностей и интереса – дополнительного обучения в кружках, секциях, музыкальной школе, изостудии и др. Факторы нравственно-психологического характера включают в себя, прежде всего, психологическую и моральную готовность родителей иметь и воспитывать детей. Здесь на первое место следует поставить проблему так называемой «родительской жертвы». Это означает, что лишь в семьях, где родители способны стать выше личных интересов, всецело посвятить себя своим детям (по возможности, конечно, не в ущерб своему индивидуальному развитию), можно ожидать положительных результатов.
Специалисты в области социальной педагогики выделяют 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания детей:
1 тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство специалиста здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями развития и воспитания не исключаются.
2 тип – семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.
3 тип – конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей. Нужно активное воздействие специалистов, чтобы изменить микроклимат в семье.
4 тип – внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Некоторые дети хорошо усваивают такую семейную психологию, поэтому работа специалистов с такими семьями особенно трудна.
5 тип – неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания специалистов и общественности, а нередко и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.



Полезные сайты
САЙТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ, ГДЕ Я РАБОТАЮ
  • МБУ ДО ДДТ "Контакт"
  • ДДТ "Контакт"(старый сайт)
  • Моя страница на сайте ДДТ "Контакт"
  • САЙТЫ ШКОЛ
  • Лицей(г.Климовск)
  • МОУ СОШ №1(г.Климовск)
  • МОУ СОШ №3(г.Климовск)
  • МОУ СОШ №5(г.Климовск)
  • МОУ СОШ №6(г.Климовск)
  • ПРОЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
  • Детков Николай Иванович - персональный сайт
  • Сайт учителя начальных классов Маслиёвой В.А.
  • Сайт педагога Гертман С.В.
  • "Драматешка"- все для театрального кружка
  • Центр развития детей и юношества М.О.
  • Про Школу ру
  • Учительский портал
  • Сеть творческих учителей
  • Весёлая школа
  • Инструкции для uCoz

  • Праздники в России
    Праздники России

    ...
    Для отображения блока требуется Flash Player 10 день открытых дверей ДЭЦ досуговая деятельность анализ работы учр. доп образов. в к Дополнительное образование детей набор в театральную студию План работы на каникулы экологическая экспедиция статья по педагогике эколого-краеведческая конференция каникулы осенний винегрет Лидер молодежная программа программа для доп. образования выступления детей отчет о мероприятии самостоятельная работа доклад на педсовете отчет о игре Знаток экологии программа по оригами празднично-игровые технологии литературная композиция отчет об участии проект юные таланты Московии Викторина военно-историческая викторина зеленая карета мероприятия по экологии Экология отчет о слёте юных экологов презентации по туризму детский экологический центр мои новости поэтическая композиция сценарий для изо сценарий для доп.образования викторина по судомоделизму сценарии для доп.образования Новости сайта выпускной начальная школа игра Зарница положение экологический патруль сценарий Лагерь открытие лагеря масленица экологический праздник новости Театральная студия подростки Тест Сказка конкурс сказка-экспромт школа Квн новогодние сценарии концертная прогграмма мероприятия о женщинах на войне сценарий литературной композиции слёт школьных самоуправлений сценарий экологической игры. экологическая игра конкурс чтецов День матери сценка про картошку Новогодние мероприятия программа Мир детства творческий отчет сценарии игра Дебаты план-сценарий конкурса агитбригад Ю слёт Лиги старшеклассников положение о мероприятии деловая игра для старшеклассников Дополнительное образование методические разработки ддт контакт Новый Год

    Поиск


    Copyright MyCorp © 2024