- ВЕДЕНИЕ.
Сегодня, в условиях социально-экономических изменений в общественной жизни, система воспитания требует качественно нового подхода к организации воспитательной работы с подростками и молодежью в учреждениях дополнительного образования. Силе слов в нашем обществе часто не придается должного значения, а способность к самовыражению часто воспринимается как что-то само собой разумеющееся. Считается, что если у человека более или менее богатый словарный запас и есть понятие о грамматике, то он автоматически сможет произнести хорошую речь. Это, конечно, не так. Выступать публично можно научиться.
Организация и проведение учебно-воспитательных мероприятий может осуществляться:
- традиционно, когда основная часть работ по подготовке и проведению мероприятия выполняется педагогом, а ученики либо не участвуют в его подготовке вообще, либо привлекаются эпизодически;
- на основе методики коллективного творческого дела, когда все этапы разработки, подготовки и проведения мероприятия реализуются в совместном творческом поиске педагога и воспитанников. Одной из форм претворения методики коллективного творческого дела могут стать дебаты.
Дебаты – это технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Она создавалась как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. С.А. Пуйман и В.В. Чечет в книге "Практикум по педагогике" определяют дебаты как прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.
По мнению доктора педагогических наук Е.О. Галицких, дебаты – форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.
Данная методическая разработка нацелена на обеспечение высокого уровня проведения деловой игры с участием подростков. Она поможет педагогу правильно организовать процесс подготовки, проведения и подведения итогов игры.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Методика проведения деловой игры «Дебаты»
-
- Цель игры:
- Формирование у молодых граждан активной гражданской позиции.
- Социализация учащихся общеобразовательных учреждений.
- Стимулирование интереса к решению важных проблем города.
- Задачи игры:
- Приобретение учащимися знаний и навыков, необходимых для успешного участия в социально-значимых проектах, гражданских инициативах.
- Развитие конструктивного практического взаимодействия между учащимися общеобразовательных учреждений города.
- Воспитание и развитие у подростков навыков организаторской деятельности.
- Участники игры
Для участия в деловой игре «Дебаты» приглашаются учащиеся общеобразовательных учреждений (старшеклассники), члены школьных ученических самоуправлений. Формируется шесть групп по шесть человек. Количество человек в группе может регулироваться организаторами игры.
-
- Общие сведения об игре
- Время проведения игры согласовывается с руководством учреждения, где она проводится.
- Формируются 2 команды жеребьевкой из всех участников игры: «УТВЕРЖДЕНИЕ» и «ОТРИЦАНИЕ». Каждая команда делится на три группы: «Утверждение 1» (У1), «Утверждение 2» (У2), «Утверждение 3» (У3), «Отрицание 1» (О1), «Отрицание 2» (О2), «Отрицание 3» (О3).
- Ведущий выдвигает проблему в соответствие с темой игры. Команды должны аргументировать свою позицию.
- По результатам обсуждения темы жюри присуждает победу одной из команд, оценив ответы в баллах.
- Пояснения и рекомендации для подготовки к деловой игре «Дебаты»
Суть дебатов – убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Хотя суть проста, стратегии и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными.
Тема игры формулируется в виде утверждения (например, «Переговоры с террористами недопустимы»). Участники команды «УТВЕРЖДЕНИЯ» пытаются убедить судей в правильности своих позиций. Участники команды «ОТРИЦАНИЯ» хотят доказать судьям, что позиция утверждающей стороны неверна или что интерпретация темы и аргументация имеет недостатки.
На предварительной встрече проводится жеребьевка для формирования команд. Кроме этого в каждой команде распределяется ответственность за подготовку к определённому этапу («формулировка темы» - У1, О1; «вопрос-ответ» - У2, О2; «заключение» - У3, О3).
В день проведения мероприятия участники команд прибывают не менее, чем за полчаса до начала игры для регистрации, получения бейджиков и проведения совещания. Для совещания команде предоставляется отдельное помещение. Каждый этап игры имеет свои особенности.
- Формулировка темы (высказывание тезисов). От образовательного учреждения, представляющего данный этап приглашается от одного до шести участников для формулировки тезисов. Каждый выступающий сообщает свой тезис и аргумент в его защиту. На формулирование аргументов команде дается 3 минуты. Последовательность выступлений команд определяется ранее проведённой жеребьёвкой. На этом этапе жюри оценивает четкость, лаконичность высказываний, соответствие заданной тематике.
- Вопросы-ответы. Участник команды задает свой вопрос. Команда-соперник обсуждает, затем любой участник этой команды может дать ответ. Дискуссия по вопросу не должна превышать 3 мин. Далее участник команды-соперников задает свой вопрос. Последовательность выступлений команд определяется ранее проведённой жеребьёвкой. На этом этапе оценивается формулировка вопроса, красноречие участников во время обсуждения, их корректность и т.д.
- Заключение. Участники команд выступают с выводами, которые окончательно должны убедить в правильности их утверждений. Выступают 1-2 участника, но по решению команды можно больше. Важно не превышать отведенное для выступления время – 3 минуты. Для определения команды, выступающей первой, проводится жеребьёвка. Выводы можно корректировать в процессе игры. Жюри оценивает убедительность высказываний, речь выступающего.
- Судейство игры и критерии оценки
Судья (член жюри) обязан отказаться от всех точек зрения и персональных позиций непосредственно при входе в комнату проведения дебатов и быть внимательным и сосредоточенным слушателем. Судья оценивает раунд по приведенным командами аргументам, доказательствам и рассуждениям, но не на личных симпатиях.
В конце игры каждый член жюри определяется с тем, какая команда была более убедительной, руководствуясь следующими критериями:
- грамотность речи;
- четкость, лаконичность высказываний;
- соответствие заданной тематике;
- красноречие выступающих;
- убедительность высказываний;
- корректность выступающих.
-
- Подведение итогов и награждение участников
Пока жюри совещается, участникам игры «Дебаты» предлагается небольшая концертная программа или игры с залом и т.д. (по усмотрению организаторов мероприятия).
Перед награждением участники игры и члены жюри делятся впечатлениями. Команде, победившей в игре, вручаются грамоты. Для награждения памятными подарками и грамотами по итогам игры в каждой команде определяется наиболее активный участник, участник задавший самый интересный вопрос. Можно добавить другие номинации для награждения.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ практики организации игры «Дебаты» позволил выявить следующие преимущества:
- возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность участников игры;
- возрастает сплоченность группы(коллектива);
- меняется характер взаимоотношений между участниками игры, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- возрастает самокритичность (подросток, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);
- участники игры приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Л. Г. Павлова. «Спор, дискуссия, полемика», изд. «Просвещение» -1991.
- Л. А. Турик. «Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология», изд. «Феникс» - 2012.
Интернет-ресурс: Учебное пособие по игре ДЕБАТЫ
|