ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Для современного
образовательного учреждения актуальна потребность в социально-активной позиции учащихся. В то же время
нестабильность экономического и политического положения российского общества,
несовершенство демократических преобразований системы образования влечет за
собой пассивное отношение юных граждан к происходящим переменам в школьной
жизни. Пассивность эта зачастую объясняется
отсутствием знаний о своих возможностях, способностях, способах самореализации, незнанием своих прав и обязанностей.
В условиях
модернизации образования на первое место выходит проблема формирования
позитивных качеств (лидерских качеств) личности ребенка, через включение его в различные виды деятельности на всех
этапах школьной жизни. Существование этой проблемы обусловлено целым рядом
причин, имеющих как объективный, так и
субъективный характер:
·
размытость
ценностных ориентиров в ближайшем окружении ребенка приводит к инфантилизму в школьной среде,
безразличию, замыканию на гедонистических
ценностях в противовес общественно-значимым;
·
отсутствие
целостной системы в организации воспитательного процесса образовательного учреждения существенно
ограничивает возможности реализации
социально-ориентировочных инициатив учащихся, обуславливает невостребованность
гражданского потенциала подростков;
·
неготовность
к самостоятельным действиям влечет за собой потребность учащихся в перекладывании ответственности за решения
проблем на взрослых.
Абсолютное
большинство ученых считают, что будущее любого общества, государства зависит от степени внимания
образовательного учреждения к вопросу гражданского
воспитания и образования учащихся. Поэтому в системе образования поддерживается и стимулируется развитие различных
форм детско-взрослого самоуправления, создаются условия для обучения и
подготовки актива детских коллективов.
Для того чтобы
учащиеся смогли эффективно пользоваться своими гражданскими правами, выполнять общественные обязанности
необходимо помочь им в достижении того
уровня социальной зрелости, который определит их потребность развитии лидерских
качеств, поможет осознать необходимость активной жизненной позиции. Таким образом, организация помощи со
стороны взрослых связана с выдвижением
задач подготовки организаторов коллективной деятельности.
В настоящее время
решение этой задачи возможно через систему детских общественных и
творческих объединений, органов школьного самоуправления для того, чтобы
подрастающее поколение в будущем могло бы взять на себя ответственность за решение задач экономического, политического и
культурологического характера.
Формирование
активной позиции - это формирование позитивного отношения к жизни, развитие способности рефлектировать,
умении организовывать людей, навыков
решения проблем с помощью единомышленников.
Период детства и
юности - время становления личности, а неповторимой, яркой личности может
помочь проявиться коллектив сверстников. Склонность детей и подростков к
общению при отсутствии подобного коллектива, толкает их в группировки, многие из которых имеют асоциальную
направленность. Во многом по этой причине сегодня наблюдается рост детской преступности, наркомании и т.
п.
Детские творческие, образовательные и общественные
объединения вносят неоценимый
вклад в разностороннее развитие учащихся и формирование их гражданской позиции и становление правовой
ответственности.
Разнообразие детских объединение по своей сути
является школой общественной жизни, так деятельность объединений создает
возможность содержательного насыщения свободного времени ребенка, дает реальную
возможность ее участнику научиться выбору, сформировать свой интерес.
Однако задача образования детских объединений не может быть успешно решена при
отсутствии подготовленных организаторов коллективной деятельности. Именно от
них, в первую очередь, зависит расширение позитивного влияния на своих
сверстников. Необходима долговременная, систематическая работа с теми
учащимися, сто проявляет интерес к подобной деятельности. Целенаправленно
отобранный и подготовленный широкий школьный актив сможет в дальнейшем стать
основанием для объединения форм урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Необходимость программы подготовки
учащихся-организаторов коллективной деятельности, связана с созданием в
образовательном учреждении условий изучения учащимися основ управленческой
деятельности.
Предполагаемая программа построена с учетом
возрастных особенностей и интересов
учащихся 13—17 . Программа рассчитана на детей и подростков, проявляющих
лидерские, организаторские способности и потенциально готовых стать
организаторами программ различных детских объединений.
В связи с вышеизложенным целевыми направлениями
программы можно считать: а) создание условий
для освоения учащимися различных видов общественной практики
в общении, отношениях и деятельности, направленных на развитии их социальной зрелости; б) апробация приемов
педагогического сопровождения изменений социально-активной позиции учащегося на всех этапах программы;
в) выявление, стимулирование и
подготовка активных организаторов коллективной деятельности.
Полностью программу можно скачать поьссылке.
|